Johann Sebastian Bach

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке все возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.

Иоганн Себастьян Бах происходил из семьи профессиональных музыкантов. Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.

Христофор Бах - дед Иоганна Себастьяна был органистом в Веймаре. Семья регулярно собиралась для совместных занятий музыкой, импровизаций. Достаточно быстро семья приобрела известность, и ее представители охотно приглашались на музыкальные должности в маленьких городках средней Германии - Арнштадте, Мюльхаузене, Веймаре, Кетене.

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 годав небольшом немецком городке Эйзенахе (Тюрингия). Отцом Иоганна Себастьяна был Иоганн Амвройский - городской музыкант Эйзенаха. Когда мальчику исполнилось девять лет, он потерял отца, а в десять - мать.Его передали на воспитание старшему брату, органисту в Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.

В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.

В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. В 1703 Бах получил место скрипача в частной капелле принца Иоганна Эрнеста Саксонского в Веймаре, но долго здесь не задержался, получив место органиста в Арнштадте (1703-07).

Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Д. Букстехуде. Тот искал себе приемника, готового вместе с получением места в Merienkirche жениться на его единственной дочери. Бах не остался в Любеке, но общение с Букстехуде наложило отпечаток на все далнейшее творчество музыканта.

В 1704-1907 гг. церковный органист в Арнштадте и Мюльгаузене, в 1708-1717 придворный органист и композитор в Веймаре, где написал множество органных и клавирных сочинений.

В 1717 году в Дрездене должно было состоятся с тогдашней мировой знаменитостью - французским клавесинистом и органистом Л. Маршаном. Был из Веймара вызван и Бах. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. Бах был сразу назначен придворным капельмейстером при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. Князь был страстным музыкантом и меломаном. Он играл на клавесине, гамбе, обладал недурным голосом. Обязанности Баха при его дворе состояли в сопровождении пения и игры князя, руководстве капеллой из 18 музыкантов.

В 1721 году Бах женился на Анне Магдалене, дочери придворного музыканта из Вейсенфельде. Это был второй брак. В лице Анны Магдалины он нашел вечного друга и помощника. Для нее была созданна "Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах".

Творческое наследие Баха можно разделить на три части. Первая, вокально-драматическая, связана главным образом с Лейпцигом. В этой области им создано около 300 духовных кантат и 30 светских.

Вторая - органная (веймарский период). В этой области Бах создал хоральную прелюдию - вершину трехвекового пути развития органной музыкальной литературы. В жанрах прелюдии, фуги, фантазии, токкаты Бах выпустил как преемник немецкой органной школы. С другой стороны, он обновил традиции.

Третья часть - инструментальная (Кетен). В области музыки для клавира первым создал концертные произведения (по образу скрипичных), утвердил самостоятельное значение клавира и открыл в этой области новые пути. Бахом первые концерты для одного и нескольких клавиров, концерты для скрипки в сопровождении оркестра, сонаты для скрипки и сонаты для виолончели, произведения для флейты, виолы да гамба, лютни и др.

В 1723 году Иоганн Себастьян переехал в Лейпцинг, куда был приглашен кантором церковного хора при школе Св. Фомы и одновременно мюзик-директором города.

Здесь он создал ряд монументальных произведений ораториального характера (всего Бахом написано около 250 кантат), "Страсти по Матфею", "Страсти по Иоанну", "Величальная оратория", "Высокая месса" и др.

Церковное начальство было не довольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, ее находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности "Музыкальной коллегии" города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города.

Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за все приходилось кантору.

Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. 28 июля 1750 года Иоганн Себастьян Бах скончался. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы ее тяжелой жизни ей помог Бетховен.

закрыть окно