Vladimir Horowitzz

ГОРОВИЦ Владимир (01.10.1904 - 21.11.1989 г.г.)

Концерт Владимира Горовица - всегда событие, всегда сенсация. Всегда так было. С той ранней весны 1922 года, когда совсем молодой пианист впервые появился на эстрадах Петрограда и Москвы. Правда, самые первые его концерты в обеих столицах проходили при полупустых залах - имя дебютанта мало что говорило публике. Лишь немногие знатоки и специалисты слышали об этом удивительно талантливом молодом человеке, окончившем в 1921 году Киевскую консерваторию, где его учителями были В. Пухальский, С. тарновский и Ф. Блуменфельд. А на следующий день после его выступлений газеты единодушно обьявили Владимира Горовица восходящей звездой на пианистическом горизонте. Совершив несколько концертных поездок по стране, Горовиц в 1925 году отправился "покорять" Европу. Здесь история повторилась: на перавх его выступлениях в большинстве городов - Берлине, Париже, Гамбурге - присутствовало немного слушателей, на следующие - билеты брались с боем. Так триумфально входил Владимир Горовиц в музыкальную жизнь Европы. В Париже после его дебюта журнал "Ревю мюзикаль" писал: "Порой, все же является артист, обладающий гением интерпретации - Лист, Рубинштейн, Падеревский, Крейслер, Казальс, Корто... Владимир Горовиц принадлежит к этой категории артистов-королей". Новые овации принес Горовицу дебют на америкаском континенте, состоявшийся в начале 1928 года. В последующие год, Живя в США, Париже, Швейцарии, Горовиц чрезвызайно интенсивно гастролирует и записывается. Число его концертов за год достигает ста, а по количеству выпущенных пластинок он вскоре превосходит большинство современных пианистов. Его репертуар широк и разнообразен: основу составляет музыка романтиков, особенно Листа и русских композиторов - Чайковского, Рахманинова, Скрябина. Но в 1936 году из-за операций аппендицита и последовавших осложнений он вынужден бвл прервать концертную деятельность. Пауза заставила его по-новому взглянуть на себя как бы со стороны, пересмотрев свои взаимоотношения с музыкой. "Думаю, что как художник я за эти вынужденные каникулы вырос. Во всяком случае в моей музыке я открыл много нового", подчеркивал пианист. Справедливость этих слов легко подтверждвется сравнением пластинок, записанных до 1936 года и после 1939, когда Горовиц по настоянию своего друга Рахманинова и Тосканини (на дочери которого он женат), вернулся к инструменту. В этот второй, более зрелый период, продолжавшийся 14 лет, Горовиц значительно расширяет свой диапазон. С одной стороны, он с конца 40-х годов постоянно и все чаще играет сонаты Бетховена и циклы Шумана, миниатюры и крупные произведения Шопена, стремяь найти иную трактовку музыки великих композиторов; с другой - обогащает новые программы современной музыкой, а наряду с этим включает в концертный обиход произведения Клементи и Черни, считавшиеся тогда лишь частью педагогического репертуара. Деятельность артиста в ту пору становится очень интенсивной. На эстраде появляются первые подражатели, точнее даже имитаторы Горовица - великолепно оснащенные технически, но пустые внутренне - молодые "техники". Артист болезненно осознал признакт кризиса. И вот, сыграв в феврале 1953 года торжественный концерт по случаю 25-летия со дня своего дебюта в "Карнеги-холле", он вновь покидает эстраду. На сей раз надолго, на 12 лет. Правда, полное молчание музыканта продолжалось меньше года. Затем понемногу он вновь начинает записываться преимущественно дома, где фирма Ар-Си-Эй оборудовала целую студию. Снова выходят одна за другой пластинки - соннаты Бетховена, Скрябина, Скарлатти, Клементи, рапсодии Листа, сочинения Шуберта, Шумана, Мендельсона, Рахманинова, "Картинки с выставки" Мусоргского, собственные транскрипции... Почитатели артиста верили, что еще встретятся с ним "лицом к лицу". И действительно, 9 мая 1965 года Горовиц возобновил концертную деятельность выступлением в "Карнеги-холле". И каждый раз, выходя на эстраду, Горовиц доказывал, что для истинного творца возраст не имеет значения. "Я убежден, что я все еще развиваюсь как пианист,- говорит он.- Я становлюсь более спокойным и зрелым с годами. Если бы я почуствовал, что неспособен играть, я бы не рискнул появиться на эстраде"...

закрыть окно