Земфира

- Pianoбой (Дмитрий Шуров)


Земфира - из тех немногих представительниц прекрасного пола на современной поп-сцене, что "сами себя сделали". Понятно, что сейчас над ней трудится команда имиджмейкеров, приближающая ее внешность к "европейским стандартам"; что "сводиться" и "мастериться" группа ездит в Лондон, где творят лучшие специалисты по звуку. Но в том, что касается изначального - музыки, эмоциональной глубины, энергии - Земфира не нуждалась в особой "раскрутке", только в поддержке. И за эту самодостаточность ее ценят и любят многие тысячи поклонников по всей стране. "Земфира, ты доказала, что не обязательно иметь ноги от ушей и спать с папиком, чтобы чего-нибудь достичь". Многие из тех девчонок, что видели ее первым апрельским днем на сцене СК "Олимпийский", что пели вместе с ней ее песни, танцевали под ее музыку - многие, быть может, того не осознавая, отождествляли себя со своим кумиром.

Уроженка воспетого еще Юрием Шевчуком "города на горе", выпускница Уфимского музыкального училища, Земфира Рамазанова покинула родную "гавань" и, переведя стрелки ровно на два часа назад, начала завоевывать пространство. Пространство наших сердец. Она ворвалась в нашу жизнь, и все мы обалдели. Песни с ее первого self-titled-альбома крутились везде, где только могла ступить нога человека. Крутятся и сейчас. Она никого не оставила равнодушным - даже тех, кто видит в ней очередного "калифа на час" с безмерно раздутой популярностью. Тинэйджеры и их родители, рок-музыканты и простые слушатели обоих полов и самых разных профессий - все, кого ни спроси, имеют по ее поводу свое мнение. От клеймящего "нахалка" и "хулиганка" до ликующего: "Земфира, ты - лучшая!". Журналисты единодушны: "Да, это талант необычайной силы и значимости". Опубликованы десятки интервью и статей. В Интернете растет число посвященных ей сайтов. Все подробности о жизни звезды уже стали достоянием СМИ. Известны детали ее жизни в Уфе, ее прорыва на большую сцену с помощью Леонида Бурлакова и Ильи Лагутенко, ее дружбы со Славой Петкуном из "Танцев Минус", ее болезни, связанной с ухудшением слуха, ее нередко провокационного поведения на эстраде и в повседневности... Публике интересно все. Сегодня Земфира идол. У нас давно уже не было культурного лидера такого масштаба. Пожалуй, с того момента, как "старая гвардия" рокеров стала отходить от дел. Статус Земфиры в чем-то приближается к статусу Виктора Цоя, за которым тоже стоял Восток с его особым менталитетом. Конечно, нужно быть осторожным в сравнениях, да и Земфиру трудно назвать именно рок-звездой, хотя по сути своей она настоящая рок-н-ролльщица. Но роль лидера, вольно или невольно, она на себя приняла. Ее аудитория в большинстве своем моложе ее самой, и тем значительней ответственность артистки. В ней видят не просто певицу, но нечто большее, что заставляет, забыв о себе, выводить латинскую Z ("знак-символ" Земфиры) на тетрадках, заборах и щеках. Писать стихи. Стремиться на концерт в "Олимпийский", который не собирал такую массу народа даже на достопочтенных Depeche Mode. Почти молиться на этот "знак-символ", вспыхивавший в огромном круге, висящем над сценой. Идти с ее песнями по жизни, мерить себя по ним.

Все-таки, обратимся немного к истории. Рамазанова Земфира Талгатовна родилась 26 августа 1976 года в городе Уфа. По знаку зодиака Дева. Её мама - врач, отец - преподаватель истории. В пять лет родители отдали Земфиру в музыкальную школу, по классу фортепиано, там ее сразу же взяли в хор вокалисткой. Ещё в дошкольном возрасте под влиянием старшего брата она слушала рок-музыку - Black Sabbath, Queen, Nazareth, позже - Аквариум, Кино, Наутилус.

На гитаре девушка научилась играть самостоятельно. Будучи человеком увлекающимся, Земфира успевала заниматься сразу в восьми кружках одновременно, концентрируя внимание на музыке и баскетболе. Её целеустремлённость позволила достигнуть высоких результатов: она заканчивает музыкальную школу с отличием, а в начале 90-х годов она становится капитаном юношеской сборной России по баскетболу.

Когда перед Земфирой встал выбор: музыка или баскетбол, она выбрала музыку, поступив в уфимское училище искусств, которое впоследствии закончила с красным дипломом по специальности "эстрадный вокал". С 1996 года Земфира работала звукооператором на уфимской радиостанции "Европа Плюс", где по ночам записывала свои первые песни: "Снег", "Синоптик", "Ракеты". Параллельно выступала как певица-клавишница (в дуэте с саксофонистом) в небольших ночных клубах. Спустя некоторое время она предлагает Ринату Ахмадиеву, Сергею Созинову, Сергею Миролюбову и Вадиму Соловьеву создать группу. Так появляется группа "Zемфира".

Летом 1998 г. кассета с тремя композициями: "Снег", "-140" и "Скандал" попадает к Илье Лагутенко и Леониду Бурлакову, которые помогают Земфире записать её первую пластинку. Запись производится в студии "Мосфильм", сведение в Лондоне на "Beethoven Street Studio" звукорежиссером Крисом Бенди. Радио-сингл на песню "СПИД" моментально становиться одним из главных хитов сезона, вызывая у слушателей бурю противоречивых эмоций. Дебютный альбом выходит 10 мая 1999 года.

1 сентября Земфира объявляет о начале концертного тура. Группа едет по Восточной Сибири, Поволжью и далее по всей России и некоторым городам ближнего зарубежья (дебют группы в Петербурге состоялся 18 сентября). В декабре 1999 года группа дала семь концертов, уделив большое внимание работе над вторым альбомом. К этому моменту группа самостоятельно приступила к продюсированию и финансированию новой пластинки. К встрече Нового года группа готовилась своеобразно. В квартире Земфиры, подключив инструменты к компьютеру, ребята записали ремикс на песню "Снег". После чего пятитысячным тиражом был выпущен подарочный сингл, куда также вошла новая композиция "Лондон". Сингл никак не предвещал выход второй пластинки, а, как и было задумано, стал безвозмездным подарком к Новому году своим слушателям.

На протяжении января 2000 года ведущими СМИ были опубликованы итоги 1999 года в сфере музыки. Земфира Рамазанова и группа "Zемфира" победила в четырех номинациях журнала "ОМ": "Исполнитель года", "Скандалист года", "Прорыв года" и "Альбом года". 8 апреля 2000 года группе "Zемфира" была вручена премия журнала "Fuzz" по итогам 1999 года в двух номинациях: "Лучшая группа" и "Лучший альбом" - "Земфира".

В день двадцатичетырехлетия Земфиры, 26 августа 2000 года, в Доме правительства Республики Башкирия вице-премьер г-н Ишмуратов вручил ей Государственную молодежную премию в области культуры им. Шайхзады Бабича. Земфира получила орден с изображением Бабича и денежную премию в размере 14 тысяч рублей. На официальной церемонии вручения присутствовали высокопоставленные лица из правительства и администрации, представители башкирских СМИ, коллектив группы "Земфира", родные и близкие Земфиры. В качестве подарка ко Дню рождению Земфира получила от властей снегоход "Русь".

Но песни Земфиры - главное. Безусловно сильный голос, на первый взгляд, не лишенный влияния Жанны Агузаровой и Долорес О'Риордан, с широким диапазоном, богатый нюансами. Свои фирменные вокальные "фенечки", идущие от открытого, "рокового" типа интонирования. В манере ее письма чувствуется хорошая школа, традиции, заложенные академическим образованием. Эти традиции не лежат на поверхности, но подспудно улавливаются во всем: в тонком использовании средств классической и джазовой гармонии, что так разительно отличает Земфиру от современной "молодежной эстрады" с ее пресловутыми "тремя аккордами"; в композиционных находках, позволяющих избежать назойливой повторяемости фраз и угнетающей "квадратности". В разнообразии аранжировок, в неожиданном смешении стилевых компонентов, охватывающих самые разные пласты музыкальной культуры: от босса-новы до гранджа, от романса до новой волны.

Первое впечатление от прослушивания ее песен было - свежесть. Словно повеяло весенним ветром. И при этом - знакомость, будто эту мелодию уже слышал где-то внутри себя. А стихи словно носились в воздухе, они вроде бы взяты из обычной жизни, со всеми ее словечками (вспомним те же "камбэки", с легкой руки Земфиры вышедшие в тираж). Но так хотелось вслушиваться и вслушиваться в эти фразы с оборванными окончаниями, в эти строчки, играющие фонемами, ритмами и смыслами. Докапываться до сути. У каждого она своя.

Школа училищная, школа ресторанная, школа спортивная - во всем Земфира профессионал, а не гений-самоучка. Земфира потрясающе владеет своим голосом, и в "Олимпийском" она показала его во всей красе: больше чем за два часа не то что ни одной неверной, севшей ноты, но и ни тени усталости. На этом концерте зрители получили свое сполна. Выступление состояло из трех частей; во время перерывов в зал с огромных экранов транслировались психоделические "бродилки". Земфира носилась по сцене, подбегала к ударной установке, чтобы отчаянно дубасить по тарелке в "Снеге", отработанным движением принимала из рук сосредоточенного техника акустическую гитару, пела, лежа на полу, переодевалась то в платьице, то в тяжелый кожаный плащ, то в блузку с большими желтыми ромашками... Стопроцентно "живое" исполнение заводило слушателей. Музыканты группы показали себя и самостоятельно, сыграв две виртуозные инструментальные композиции. Восторгу публики не было предела, когда в самом финале ее взорам предстал настоящий рояль и струнный квартет, под аккомпанемент которых Земфира спела мечтательный "Лондон".

Земфира умеет экономить, беречь себя. Вернее, она и этому научилась. Потому что с выходом первого альбома ее горение было столь сильным, что становилось страшно. Известно немало печальных примеров тому, чем заканчивалось такое бесповоротное сжигание себя, такое распахивание души, когда каждую эмоцию словно с корнем выдирают из сердца, чтобы подарить слушателю. "Время, видишь, я горю", - пела Земфира в "Ариведерчи", и это понимали все. Но, слава Богу, миновало. Кажется, миновало.

...Возможно, с первого прослушивания альбом "Прости меня, моя любовь" вызывает разочарование. Не качеством музыки, не >уровнем исполнения. Кажется, что утеряно что-то важное, особое, что делало Земфиру символом нынешнего молодого поколения, придавало ее песням сакральный смысл. Что делало ее девочкой-скандалом, за год превратившуюся в девушку, которая созрела. Земфира стала взрослее, мудрее, пережила сложные взаимоотношения. Любила и ненавидела, искала и доказывала. А доказав, стала как будто спокойнее. Но, потеряв в чем-то внешнем, Земфира приобрела во внутреннем. В том, что не прочитывается сразу.

После долгих сравнений приходишь к выводу, что дебютный альбом с его свежестью, яркостью, непосредственностью, со всеми его ромашками, маечками, почемучками и припевочками, румбами "голяком и босяком", был все же во многом работой "детской", немного наивной.Конечно, второй альбом во многом продолжает начатое первым: есть здесь и сильные эмоции, элементы эпатажа ("Ненавижу", "Искала"), и остросоциальные проблемы (на этот раз речь идет о наркотиках - "Шкалят датчики"), и хлесткий стёб ("Созрела"), и тема любви-смерти ("Хочешь?"). Новое - образ семьи, дома, родины. "Мама в метро читает Набокова / Я сижу около / Веревочкой связаны / Маме доказано / Самое главное" ("Доказано") - такие автобиографические детали очень много говорят о характере самой артистки. И все так же режет одиночество: "Если бы можно в сердце поглубже вклеить портреты / Я на память оставлю свои сигареты..." ("Сигареты"). Ибо сигарета, как известно, человеку лучший друг, товарищ и брат. И все так же сильна надежда на счастье, на простое женское счастье в рамках отдельно взятой Вселенной ("Прости меня, моя любовь", "Не отпускай").

Сейчас Земфира отправилась в масштабный гастрольный тур в поддержку альбома "14 недель тишины". Мнения по поводу нового альбома разделились. Свои претензии к повзрослевшей, успокоившейся и словно бы закрывшейся в собственном панцире Земфире, резко переставшей быть "девочкой-скандалом", высказывают многие, тем более, что декларативная приверженность певицы принципам профессионализма подвигает на адекватно строгую оценку ее творений.

Итак, что в плюсах? Интересные эксперименты с джазом, фанком, латино и трип-хопом, значительно расширяющие стилевое поле и вносящие новые краски. Великолепная ансамблевая игра, мастерская работа звукорежиссера с сэмплами и "лупами", органично вводимыми в "живую" музыкальную ткань. Альбом, записанный, сведенный и отмастеренный в пяти разных студиях, звучит превосходно (хотя пора бы перестать рассматривать это как особую заслугу). Несколько действительно сильных песен ("Бесконечность", "Главное", "Webgirl"), как и положено по мировым стандартам, "разбавлены" вещами менее значимыми, но тоже вполне достойными.

Однако на пути к совершенству есть еще свои сложности. Почему-то теперь, на фоне эмоциональной скованности, "в уши" особенно резко бросаются квазиромансовые банальности, которыми и раньше грешила мелодика Земфиры. Обидно, что рекрутированные профессионалы вновь остались лишь аккомпаниаторами – если на предыдущей пластинке сольно-инструментальные фрагменты хоть и умиляли своей незрелостью, но все же наличествовали (а уж гитарное соло после слов "Хочешь, я убью соседей" несло почти сакральный смысл), то на новой ни одного мало-мальски вразумительного инструментального соло нет, за исключением позаимствованного у Led Zeppelin аккордового "прохода". И зря – в альбоме полно моментов, которые требуют смыслового наполнения, но оказываются проваленными. В текстах – слишком много длинных, перегруженных фраз, но мало ярких, "цепляющих" образов. Попутно отмечаешь, что у Земфиры звонкий, чистый, хорошо поставленный, но лишенный тембровой характерности голос. Которым она, правда, умеет "гладить" так, что просто таешь - словно атлас скользит по коже.

Ругать Земфиру за то, что она окончательно отказалась от рок-н-ролла и лишь иногда пользуется его средствами, бессмысленно. За то, что взрослеет – тем более. У нее свой творческий путь, нам неисповедимый. Да, группы "Земфира", пожалуй, уже нет – есть "лучшая певица России" Земфира, есть шансонье, есть театр одного режиссера. Но почему-то на песне "Бесконечность" опять наворачивается слеза: не потому ли, что по-прежнему мы стремимся к этой чистоте, что по жилам еще течет ток, что хочется в открытое небо? Не потому ли, что еще не кончился джаз?

закрыть окно