Rory Gallagher

Заслуживший - за свою несколько наивную демократичность, давнюю любовь к клетчатым рубахам и за тёртым джинсам, неприятие законов шоу-бизнеса и готовность выступать хоть триста шестьдесят пять дней в году - титул "народного гитариста" от вечно ироничной британской прессы, ирландский музыкант Рори Гэллэгер был одной из наиболее ярких и талантливых звёзд второй волны британского блюзового бума.

Рори Гэллэгер родился 2 марта 1949 в местечке Баллишэннон, графство Донегол на севере Республики Эйре, однако, своей родиной всегда считал расположенный на юго-востоке страны Корк, куда его семья перебралась в начале 50-х. Свою первую гитару он получил на девятый день рождения и с тех пор не расставался с инструментом. Его первой любовью был скиффл, а первым серьёзным кумиром - Лонни Доннеган. Слушая различные музыкальные программы на радио, Рори быстро разобрался со своими пристрастиями, и начал собирать коллекцию пластинок, отдавая предпочтение дискам Фредди и Элберта Кингов, Бадди Гая, Лидбелли, Мадди Уотерса и Джона Ли Хукера.

Пятнадцати лет от роду он бросил школу и устроился играть в THE FONTANA SHOWBAND, эстрадном шоу с вокальной группой и большой секцией духовых, которое гастролировало по городам и весям, исполняя кавер-версии текущих поп-хитов. В 1965 они сменили название на THE IMPACT, а осенью того же года Гэллэгер ушел и следующие полгода провёл в Гамбурге, где играл рок-н-ролльную классику с анонимным рок-трио. В середине 1966 он организовал оригинальную версию трио TASTE, которое успешно гастролировало по Ирландии, Британии и Европе. Позже, усиленные ритм-секцией группы DERRICK & THE SOUNDS (Ричард "Чарли" МакКракен, бас и Джон Уилсон, барабаны), они добилось культового статуса в лондонских клубах, подписали контракт с Polydor и выпустили два студийных плюс два концертных альбома, после чего весной 1971 распались, когда недовольные возрастающей ролью Гэллэгера МакКракен и Уилсон решили собрать более отвечавшую их амбициям группу STUD.

Той же весной Рори, ангажировав двух старых приятелей-ирландцев, собрал свой THE RORY GALLAGHER BAND в составе: Рори Гэллэгер (Rory Gallagher), гитара, гармоника, вокал, Джерри МакЭвой (Gerry McAvoy), бас и Уилгар Кэмпбелл (Wilgar Campbell), барабаны. Группа подписала новый контракт с Polydor и уже летом дебютировала альбомом "Rory Gallagher", на котором в качестве гостя появился клавишник ATOMIC ROOSTER Винсент Крэйн. Тот же состав фигурировал на альбомах "Deuce" и "Live! In Europe" - последний принес Гэллэгеру его первое появление в британских чартах (N 9). Позднее он принял участие в записи лондонского альбома Мадди Уотерса, который и поныне, возможно, является лучшим демонстрацией его гитарного стиля и техники.

В июне 1972, накануне первого американского турне, Кэмпбелл ушел, и Рори впервые расширил состав до квартета, который составили бывшие участники хард-блюзовой группы KILLING FLOOR Лу Мартин (Lou Martin), клавишные и Род де Эт (Rod de'Ath), барабаны. Клавишные Мартина позволили расширить звуковую палитру группы и дали Гэллэгеру большую творческую свободу, что не замедлило сказаться на качестве музыки: вышедший в начале 1973 альбом "Blueprint" стал одной из его лучших работ (N 12), а последовавшие за ним турне по Британии и США подтвердили статус Рори Гэллэгера как одного из лучших исполнителей современного блюз-рока. Его репертуар составляли - в равных пропорциях - блюзовая классика и оригинальный материал, а стиль складывался под влиянием манеры трех великих Кингов - Би-Би, Элберта и Фредди.

На Рождество 1973 группа вернулась в Ирландию, отыграв серию аншлаговых концертов в Белфасте, Корке и Дублине - они записывались, снимались на плёнку и легли в основу двойного концертного альбома "Irish Tour'74" и 90-минутного фильма "Rory Gallagher: Irish Tour'74", режиссером которого выступил известный рок-журналист Тони Палмер. Премьера фильма состоялась на престижном Кино фестивале в Корке в июне 1974.

В'начале февраля 1975 Гэллэгер вылетел в Роттердам и провел в студии 48 часов, записываясь с THE ROLLING STONES (Кит Ричардс был дружен с Рори много лет и всегда высоко ценил его талант) - часть этих записей позже вошла в их альбом "Black And Blue" - после чего направился в Японию, откуда весной началось его первое Мировое Турне.

В 1975 Гэллэгер подписал новый контракт с Chrysalis, выпустив уверенные альбомы "Against The Grain" (1975) и спродюсированный Роджером Главером из DEEP PURPLE "Calling Card" (1976). Polydor, между тем, на протяжение 70-x продолжал выпускать альбомы из своего архива. В 1977 Рори появился на камбэк-альбоме героя скиффл Лонни Доннегана.

В 1978 Мартин и де Эт покинули группу, а место за барабанами занял Тед МакКенна (Ted McKenna) из SENSATIONAL ALEX HARVEY BAND.

До начала 80-х Рори записал для Chrysalis ещё четыре отличных, хотя и предсказуемых по содержанию альбома: "Photo-Finish" (1978), "Тор Priority" (1979), "Stage Struck -Recorded Live" (1980) и "Jinx" (1982). На последнем состав был снова расширен до квартета: пришёл бывший клавишник Грэма Паркера Боб Эндрюс (Bob Andrews). В 1981 Гэллэгер также записал музыку к британской киноленте "Чувство свободы" (вместе с певцом Фрэнки Миллером). Летом 1982 МакКенна ушел в сопровождающий состав Грега Лэйка (экс-ELP) - его место занял Брендан О'Нил (Brendan O'Neill), а в дальнейших записях Рори принимали участие сессионные музыканты. Активность Гэллэгера с середины 80-х значительно упала, что было отчасти связано с ухудшением здоровья. С 1982 по 1987 он практически не выступал и не записывался. Его возвращение в музыку состоялось только в 1987, когда Гэллэгер открыл собственный лэйбл Capo, выпустил альбом "Defender", распространявшийся через торговую сеть компании Demon, и поддержал его серией выступлений в Британии и Европе.

В первой половине 90-х свет увидело ещё несколько альбомов - по большей части, ретроспективных: "Fresh Evidence" (1991) включал редкие концертные записи; "Highlights" (1992) был очередным сборником, a "Edged In Blue", который вышел в августе 1992, стал последней студийной работой музыканта.
Рецидив болезни снова привёл гитариста в больницу, В начале 1995 ему была сделана сложная операция по пересадке печени, но недуг не отступал, и 14 июня 1995 Рори Гэллэгер умер от комы печени. Уже после смерти дискографию музыканта пополнили альбомы "Blue Day For The Blues" (1995), новое издание его концертных записей "Live In Europe" (1996) и сборник радио-сессий разных лет "The ВВС Sessions" (1999). В 2000 возобновившая свою активность американская компания Buddah Records предприняла переиздание музыкального наследия Рори Гэллэгера - и, прежде всего, в Штатах, где, как ни странно, широкая публика до сих пор неважно знает одного из лучших гитаристов в истории блюза.

закрыть окно