David Bowie

Закончив Высшую техническую школу в Бромли, 17-летний Боуи (настоящее имя - Дэвид Роберт Джонс) решил попробовать свои силы в шоу-бизнесе. Уже в июне 1964 г. в составе THE KON-RADS он выпустил сингл "Lisa Jane", прошедший незамеченным. С 1964 по 1969 г. Боуи, профессионально игравший на гитаре, саксофоне и ударных, работал в шести группах - THE KON-RADS, GEORGE AND THE DRAGONS, THE KING-BEES, MANISH BOYS, THE LOWER THIRD и FAETHERS. Псевдоним музыканта появился в январе 1966 г. Причин тому было две. Во-первых, Боуи подражал Мику Джаггеру из THE ROLLING STONES, чья фамилия на староанглийском означает "нож" ("bowie" же - марка охотничьего ножа). Во-вторых, в то время в составе популярной американской группы THE MONKEES выступал однофамилец Дэвида - Дэйви Джонс. Вплоть до лета 1969 г. Боуи не имел больших достижений в британской популярной музыке, если не считать успех в модовской среде сингла DAVID BOWIE AND THE LOWER THIRD "Can't Help Thinking About Me" и выпуск в июле 1967 г. дебютного альбома. Именно поэтому Боуи, желая разнообразить свой имидж, изучил искусство мима под руководством знаменитого Линдсни Кемпа. В дальнейшем полученные навыки пантомимы Боуи внедрит в свои выступления на сцене уже в качестве рок-звезды.

Первым большим хитом Боуи стала композиция "Space Oddity" (UK-5; 8 ноября 1975 г. возглавила марты Англии) - высадка американских астронавтов на Луну в июле 1969 г. шла под фонограмму именно этой песни музыканта. Склонность Боуи к эксперименту на грани эпатажа отчетливо проявилась в следующем году, когда вышел альбом "The Man Who Sold The World". На сцене певец представал в женских нарядах и с обильным гримом на лице, открывая тем самым эру глэм-рока наряду с Марком Боланом из T. REX. Музыка Боуи того времени являла синтез фолк-рока, буги, белого блюза, хард-рока и джаза, а общая нервно-изысканная атмосфера творчества Дэвида привлекала к нему главным образом английскую богему, молодых интеллектуалов.

Свой образ звезды-"хамелеона" Боуи окончательно утвердил маской космического пришельца Зигги Стардаста: облегающий зеленый костюм, зачесанные на лоб волосы соломенного цвета, неподвижные жутковатые глаза, конвульсивная пластика движений. По сюжету альбома 1972 г. "The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars" (UK-5/US-75) Зигги становится на Земле поп-идолом, но жестокое общество доводит его до самоубийства. Слушателям пришелся по душе новый образ Боуи, и осень 1972 г. проходит под знаком своеобразной "стардастомании". У Боуи появляется также новый аккомпанирующий состав - THE SPIDERS FROM MARS (согласно второй половине названия альбома) в составе Мика Ронсона (гитара), Тревора "Босса" Боулдера (бас) и Мика "Вуди" Вудмэнси (ударные). Фирменным знаком Боуи становится высокий и несколько манерный вокал, акустическая ритм-гитара и тяжелые напряженные "электрические" соло - эта формула в точности повторяла находки THE KINKS 1966 г. Маску Зигги Стардаста Боуи оставил уже в следующем году, когда выпустил альбом "Aladdin Sane" (UK-1/US-17) и предстал перед зрителями в виде пирата с черной повязкой на лбу, лицо которого пересекала красная рисованная молния. Тогда же, в 1973 г., Боуи записал пластинку кавер-версий своих любимых песен 60-х - "Pin-Ups" (UK-1/ US-23), в нее вошли композиции THE KINKS, THE BYRDS, PINK FLOYD, THE WHO, THE YARDBIRDS и THE MERSEYS.

С новыми приглашенными музыкантами (в числе которых был и Эйнсли Данбэр, ударные) Боуи в 1974 г. записал мрачный и пессимистический диск "Diamond Dogs" (UK-1/US-5), навеянный романом Джорджа Оруэлла "1984". Чувствуя приближение конца эпохи глэм-рока, Боуи едет в США, где изучает творчество черных соулмэнов. Получившийся в результате альбом 1975 г. "Young Americans" (UK-2/US-9) был раскритикован ортодоксальной частью музыкальных критиков, однако время показало, что Боуи просто слишком рано осознал масштабность влияния фанка и соула на белую рок- и поп-музыку. Суперхитом стал записанный вместе с Джоном Ленноном и Карлосом Аломаром фанк-сингл "Fame" (US-1, 20 сентября 1975г.)

Во второй половине 70-х увлечение музыканта героином переходит допустимые рамки. Боуи теряет музыкальные и моральные ориентиры и объявляет себя убежденным фашистом. И, чтобы быть последовательным, он переезжает в Берлин, где с 1976 по 1979 г. длился знаменитый "берлинский" период творчества Боуи. Его новая маска - Худой Белый Герцог, аристократ-фашист. Альбомы Боуи того времени, записанные в тандеме с Брайаном Ино, носят экспериментальный характер. Это своеобразная дилогия "Low" (UK-2/ US-11) и "Heroes" (UK-3/US-35), на которой заметно увлечение Боуи постпанком и сложными гитарными структурами Роберта Фриппа.
К своему возвращению в мир шоу-бизнеса Боуи приурочил антифашистскую композицию "Warsaw", посвященную жертвам еврейского гетто. Работа 1980 г. "Scary Monsters (And Super Creeps)" (UK-1/US-12) представила слушателям Боуи в маске беззащитного Пьеро. Композиция "Aches To Aches" 23 августа 1980 г. стала вторым британским чарттоппером Дэвида. В музыкальном плане стиль Боуи того периода представлял собой "новую волну", удачно синтезированную с ранними творческими находками певца.
От наркотической зависимости Боуи смог освободиться только к 1983 г. Двумя годами раньше он попал на вершину британских чартов с композицией "Under Pressure", сочиненной совместно с QUEEN. Новый альбом "Let's Dance" (UK-1/US-4) своим названием недвусмысленно очерчивал новый стиль Боуи - музыка для дискотек. До 1987 г. Боуи выпустил четыре больших танцевальных хита: "Let's Dance" (UK-1/ US-1), "China Girl" (UK-2/US-10), "Modern Love" (UK-2/US-14) и "Dancing In The Street" (UK-1/US-7). Последний Боуи записал совместно с Миком Джаггером.

В 1989 г. Боуи решает стать рядовым членом группы, ради чего была сформирована группа TIN MACHINE, чья деятельность продолжалась до 1992 г. включительно. В апреле 1993 г. Боуи выпустил новый сольный альбом "Black Tie White Noise", дебютировавший в Англии на 1-м месте (в США - 39-е). Самым ярким хитом стала задорная танцевальная "Jump They Say" (UK-9), в клипе к которой Дэвид предстал в облике холодноватого джентльмена. Помощь при записи в студии Боуи оказал его старый коллега Мик Ронсон. В октябре 1995 г. увидел свет концептуальный джангловый "Outside", записанный при участии Брайана Ино (UK-8/US-21). Пластинка получилась нестандартной, наиболее интересный сингл с нее - "Hello Spaceboy" - 2 марта 1996 г. занял в Англии 12-е место. К этому времени относится увлечение музыканта индастриэлом - он провел турне с NINE INCH NAILS, а затем при помощи Трента Резнора выпустил сингл "I'm Afraid Of Americans", вызвавший широкий резонанс.

Начало 1997 г. было отмечено пышными празднествами по поводу 50-летия артиста, прошедшими в Мэдисон Сквер Гарден с участием THE FOO FIGHTERS, SONIC YOUTH и многих других звезд. Альбом 1997 г. "Earthling" был целиком драм-н-бэйсовым, так что поклонники "традиционного" Боуи проигнорировали диск - и совершенно напрасно. А в 1999 Боуи, по всей видимости, решил временно прекратить эксперименты и, как в молодости, попробовать себя в мелодичной музыке. Новый альбом "hours..." встретил самый теплый прием не только среди фанов Дэвида, но и среди всех поклонников качественной музыки.

По сей день Боуи продолжает активно участвовать в современном шоу-бизнесе, большое внимание уделяя мировой компьютерной сети Интернет (он создал собственную компанию-провайдер Bowienet, разместил в Сети свои живописные работы, а также раритетный сингл "Tellin1 Lies", не издававшийся ни на одном аудионосителе). 1 декабря 1999 г. на сайте Windows Media была представлена новая версия видеоклипа "Under Pressure", где Боуи с помощью компьютерных технологий поет вместе с покойным Фредди Меркьюри, а 19 июня 2000 г. певец дал эксклюзивный концерт для посетителей Bowie Net Internet Service. Кроме того, Боуи входит в состав жюри, присуждающего интернет-премии Webby Awards.

Дэвид Боуи - один из очень немногих исполнителей, которые на протяжении четырех десятилетий оставались в авангарде музыкальной моды и своим творчеством сами формировали ее. Влияние Боуи на поп-музыку конца XX - начала XXI века поистине огромно.

закрыть окно