Glenn Gould

ГУЛД Глен (25.09.1932 - 1982)

Первые уроки музыки он получил в родном городе Торонто у матери, с 11 лет посещал там же Королевскую консерваторию, где изучал игру на фортепиано в классе Альберто Герреро и композицию у Лео Смита, занимался также у лучших органистов города. Гулд дебютировал как пианист и органист еще в 1947 году, а консерваторию окончил лишь в 1952. Ничто не предвещало стремительного взлета даже после того, как в 1955 году он с успехом выступал в Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах США. Главным результатом этих выступлений стал контракт с фирмой звукозаписи Си-Би-Эс, сохранивший свою силу надолго. Заняв видное положение в когорте ведущих пианистов, Гулд несколько лет вел активную концертную деятельность. Правда, он быстро прославился не только своими художественными достижениями, но и экстравагантностью поведения, строптивостью характера. То он требовал от организаторов концертов определенной температуры в зале, выходил на эстраду в перчатках, то отказывался играть, пока на рояле не будет стоять стакан воды, то затевал скандальные судебные процессы, отменял концерты, то выражал недовольство публикой, вступал в конфликты с дирижерами. С самого начала Гулд занял особое место среди современных артистов, и ему многое прощали именно за его необычность, за уникальность его искусства. И чем дальше концертировал Гулд, тем яснее становилась не только его сила, но и его ограниченность - как репертуарная, так и стилистическая. Если его трактовка музыки Баха или современных авторов - при всей своей оригинальности - неизменно получала высочайшую оценку, то его "вылазки" в другие музыкальные сферы вызывали бесконечные споры, неудовлетворенность, а подчас даже сомнения в серьезности намерений пианиста. Как ни эксцентрично вел себя Глен Гулд, тем не менее его решние окончательно оставить концертную деятельность было встречено как удар грома. С 1964 года Гулд не выходил на концертную эстраду, а в 1967 году в последний раз появился перед публикой в Чикаго. Затем он публично заявил, что не намерен больше выступать и хочет полностью посвятить себя грамзаписи. В начале этого периода он работал плодотворно и интенсивно, его имя перестало мелькать в рубрике скандальной хроники, но оно по-прежнему привлекало внимание музыкантов, критиков, любителей музыки. Значительную часть его записей составляют произведения Баха. Здесь Гулд снова и снова выступает своеобразнейшим музыкантом, как никто другой слышашим и воссоздающим сложную полифоническую ткань баховской музыки с огромной интенсивностью, выразительностью, высокой одухотворенностью. Каждой своей записью он снова и снова доказывает возможность современного прочтения Баха - без оглядок на исторические прототипы, без возвращения к стилистике и инструментарию далекого прошлого - то есть доказывает высокую жизненность и современность этой музыки в наши дни. Другой важный раздел репертуара Гулда - творчество Бетховена. Еще раньше (с 1957 по 1965 годы) он записал все концерты, а затем пополнил список записей многими сонатами и тремя большими вариационными циклами. Тут он тоже привлекает свежестью замыслов, но далеко не всегда их органичностью и убедительностью. Репертуар Гулда был всегда четко профилирован, но не так уж узок. Он почти не играл Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, исполнял немало музвки 20 века - сонаты Скрябина, Прокофьева, Берга, Кшенека, Хиндемита, все сочинения Шенберга и т.д. Глен Гулд - этот "музыкальный Фишер" - определял свою цель так: "Прежде всего я стремлюсь избежать золотой середины, увековеченной на пластинке многими превосходными пианистами. Я считаю, что при записи очень важно подчеркнуть те аспекты, которые освещают данное произведение с совершенно необычной точки зрения. Исполнение нужно максимально приюлизить к творческому акту - вот ключ, вот решение проблемы". И этим все сказано.

закрыть окно