Artur Rubinstein

РУБИНШТЕЙН Артур (28.01.1887 - 20.12.1982)

Это имя давно уже стало легендой в истории исполнительского искусства современности. Смело можно сказать, что ни об одном пианисте 20 века не было написано столько книг, статей и репортажей, не высказывалось столько разнообразных мнений, столько правдивых историй и граничащих с фантастикой анекдотов; ни один артист и сам никогда так охотно не рассказывал о себе, не делился своими мыслями с коллегами, корреспондентами, слушателями.Артур Рубинштейн родился в Лодзи, был седьмым ребенком в семье. С трех лет он проявил интрес к музыке, вскоре ставшей для него жизненной необходимостью. С 4-х лет мальчик участвовал в благотворительных концертах, а в 7 лет сыграл уже самостоятельную программу. Спустя год родители отвезли его в Берлин. Здесь же в 1897 году мальчик впервые выступил перед "большой публикой". Так началась его концертная деятельность. И на всю оставшуюся жизнь этот детский, юношесикй запал, несмотря на обогащение жизненной философией, позволял Рубинштейну оставаться молодым. Музыковеды и знатоки фортепиано потратили немало чернил, чтобы доказать принадлежность Рубинштейна к романтической традиции мирового пианизма. Сам артист всегда противился подобной икусственной классификации, определяемой такими формальными в сущности признаками, как количество рубато, агогика, степнь динамической свободы, допускаемой тем или иным артистом. На прямой вопрос: "Являетесь ли в глубине души романтиком?" он решительно отвечал: "Нет!" и пояснял: "Я абсолютно не "специалист" и отстаиваю это твердо, даже страстно". Рубинштейн всегда оставался человеком не чуждым всем радостям земным. Еще в 1970 году знаменитый французский режиссер Ф. Решенбах снял о нем фильм, получивший символическое название "Любовь к жизни" (за роль, сыгранную в этом фильме, Рубинштейн получил из рук Грегори Пека высшую кинематографическую награду - "Оскара"). "Счастливым виртуозом" назвал Рубинштейна его друг Томас Манн. И артист был согласен с этим. "Я считаю себя счастливейшим человеком среди всех, кого мне довелось встретить,- говорил он.- Когда я сажусь за рояль мои болезни проходят и я безумно счастлив". И это были не "красивые слова": их искренность ощущали все, кто слушал его игру, ибо этим ощущением счастья от общения с искусством, счастья познания красоты, добытой в буквальном смысле собственными руками, он щедро делился с людьми. И будет делиться еще долго - пока жива музыка как искусство. Многие миллионы черных дисков с записями игры Рубинштейна в фонотеках любителей музыки вновь и вновь вызывают к жизни музыкальный голос этого уникального артиста.

закрыть окно