Shura Cherkassky

ЧЕРКАССКИЙ Шура (род. 07.10.1911 года)

На концертах этого артиста у слушателей нередко возникает странное чувство: кажется, что перед вами выступает не умудренный опвтом художник, а юный вундеркинд. Нет, его игре нельзя отказать ни в своего рода уникальном совершенстве, ни в привлекательности, даже увлекательности. Но и увлекшись, трудно отказаться от мысли, что мир эмоций, в который погружает вас артист, не принадлежит зрелому, "солидному" человеку. Между тем артистический путь Черкасского исчисляется уже многими десятилетиями. Уроженец Одессы, он с раннего детства был неразрывен с музыкой: в пять лет сочинил большую оперу, в десять дирижировал любительским оркестром и, конечно, по многу часов в день играл на рояле. Критики говорят - и не без основания - о присутствии в его игре "привкуса кабаре", о крайностях субьективизма, о вольностях в обращении с авторским текстом, о стилистической неуравновешенности. Но Черкасский и не заботится о чистоте стиля, цельности концепции - он просто играет, играет так, как чувствует музыку, просто и естественно. Сила его, коротко говоря, именно в спонтанности чувства, красоте звука, и еще - в элементе неожиданности, который всегда несет в себе его игра, в способности пианиста "читать между строк". Конечно, в крупных полотнах этого нередко оказывается недостаточно - тут требуется масштабность, философская глубина, чтение и передача авторских мыслей во всей их сложности. Нои здесь у Черкасского иной раз любуешься моментами, полными оригинальности и красоты, яркими находками, особенно в сонатах Гайдна и раннего Моцарта. Ближе к его манере музыка романтиков и современных авторов. Что же касается фортепианных миниатюр, то тут Черкасский всегда в своей стихии, и в этой стихии ему найдется мало равных. Как никто, умеет он находить интересные детали, высвечивать побочные голоса, оттенять обаятельную танцевальность, достигать зажигательного блеска в пьесах Рахманинова и Рубинштейна, Пуленка и Манна-Зукка, Альбениса и Прокофьева, и т.д. и т.п.. Конечно, это - не главное в фортепианном искусстве, не на этом обычно строится репутация большого артиста. Но таков Черкасский - и он, как исключение, имеет право на существование. А привыкнув к его игре, невольно начинаешь находить привлекательные стороны в других его трактовках, начинаеь понимать, что артист обладает своей неповторимой и сильной индивидуальностью. И тогда его игра уже не вызывает раздражения, его хочется слушать еще и еще, даже отдавая себе отчет в художественной ограниченности артиста.

закрыть окно