Bjork

21 Ноября 1965 В обычной семье Рейкьявика родилась Бьорк Гудмундсдоуттир.

Мать: Хильдур Руна Хойксдоттир (Hildur Rúna Hauksdóttir);

Отец: Гудмундур Гуннарссон (Guðmundur Gunnarsson).

"Гудмундсдоуттир" - не фамилия Бьорк, а отчество. Буквально: "Дочь Гудмунда". В современной Исландии до сих пор существует древняя традиция давать детям три имени, из которых одно является отчеством и используется вместо фамилии.

У Бьорк есть сын - Синдри Эльдон Тоурссон (Sindri Eldon Þórsson). Его отец - бывший муж Бьорк - Тоур Эльдон (Þór Eldon).

Бьорк с самого рождения была сведуща в музыке. В один год у неё уже появляется "гусиная кожа" во время прослушивания хорошей музыки; в один год она уже знает наизусть все мелодии из мюзикла "Звуки Музыки" ("Sounds Of Music") - может всё это и заложило "фундамент" для долгих отношений с миром музыки?

1970

В пять лет Бьорк поступает в Детскую Музыкальную Школу Рейкьявика (Barnamusikskoli Reykjavikur) на вокальное отделение. На обучение у неё уходит десять лет. Помимо вокала она берёт уроки игры на фортепиано и флейте.

1977

Выступление Бьорк на Национальном Радио с песней "I Love To Love". С ней сразу заключают контракт на запись пластинки, и с помощью своего отчима Сайвара Аурнасона (Sævar Árnason) она выпускает на лейбле "Falkinn" свой самый первый альбом. Он называется "Бьорк". На обложку помещают её фотографию - в одежде арабской принцессы, сидящей на восточном ковре в окружении вещей из далёких и загадочных стран (все эти вещи были взяты напрокат в магазинчике "1001 Ночь").
На альбоме присутствуют две кавер-версии на исландском языке: "Alfur Ut Ur Hol" ("Эльф На Холме") - перепевка хита The Beatles - "Fool On The Hill", и "Bukolla" ("Букотла") - кавер на песню Стиви Уандера (Stevie Wonder) "Your Kiss Is Sweet". Несколько песен пишется специально для альбома, как, например, "Arabadrengurinn" ("Арабский Мальчик") или инструментальная "Jóhannes Kjarval" ("Йоуханнес Кьярваль"), которую написала и сыграла на флейте сама Бьорк (в то время ей было 11 лет). Эта композиция - своеобразное посвящение знаменитому исландскому художнику Йоуханнесу Кьярвалю.
Альбом стал платиновым и девочке предложили записать ещё один, но она... отклонила предложение.
На деньги, заработанные с продажи альбома, Бьорк покупает себе пианино и начинает сочинять собственные песни...

1979

Бьорк открывает для себя панк-музыку.
Собрав девичью команду в духе "Sex Pistols" под названием "Spit And Snot" ("Плевок и Харчок"), Бьорк, с оранжевыми волосами и бритыми бровями играет на ударных и бунтует против приличных трусливых феминисток, у которых не хватает мужества СДЕЛАТЬ хоть что-нибудь. Затем панк с его довольно ограниченным влиянием надоедает Бьорк и она присоединяется к другой группе...

1980

Следующий шаг "EXODUS" - проект Бьорк и её друзей: Асгейра Саймундссона (Asgeir Sæmundsson) и Тоурвальдура Тоурвальссона (þórvaldur þórvalsson). За всё время сотрудничества они лишь успевают выпустить "гаражную" запись и один раз выступить на телевидении.
Затем следует сотрудничество с "JAM80", которое длится ещё короче, чем с "EXODUS". Одно выступление - и сейчас уже никто не помнит, как они тогда звучали. Однако Бьорк не перестаёт экспериментировать, комбинируя невообразимые вещи вроде дедушкиного храпа и звуков аппарата для изготовления поп-корна!
Также нельзя не отметить, что Бьорк, в свои 15, оканчивает музыкальную школу и становится единственной ученицей, проучившейся все 10 лет.

1982

Время Tappi Tikarrass. Это чистый панк-поп, который "подходит, как затычка в задницу стервы" - такой смысл имеет название группы, или точнее, "Заткни стерве зад".
Команда выпускает 2 альбома и появляется в двух фильмах, самый известный из которых - документальный "Rokk I Reykjavik" ("Рок В Рейкьявике"),в котором они исполняют две песни. Фотография Бьорк - на обложке этого видео. Позже Tappi Tikarrass сотрудничают с группами "Purrkurr Pillnikk" и "þeyr". В первой из них вокалистом и трубачом был Эйнар Ёрн Бенедиктссон (Einar ÖrnBenediktsson).
В это время Бьорк встречает Тоура Эльдона (þór Eldon) и влюбляется в первый раз в жизни!
В 1982 году Бьорк, вместе со своей подругой поэтессой Диддой (Didda) решают сделать одинаковые татуировки на левой руке. Они выбирают древний рунический компас: "Поэтому я всегда знаю, куда иду. Значит, я никогда не заблужусь в тумане, и я действительно никогда не терялась" - говорит Бьорк.
Они идут в единственный в Исландии тату-салон и делают себе эти татуировки. "Это было как ритуальный жизненный опыт", говорит она. Позже она сделала себе ещё одну небольшую татуировку за ухом на память о "Kukl".

1983

Происходит распад Tappi Tikarrass. Бьорк подрабатывает тем, что поёт и играет на клавишных в клубе, стучит на барабанах и работает на подпевке в группе "Rokka Rokka Drum".
Также Бьорк открывает для себя книгу, которая, по её словам, изменила её жизнь. Это "История глаза" ("Story Of The Eye") французского писателя Жоржа Батая: книга о подростках, сексе, страсти, извращениях, убийстве, глазных яблоках и яичках!
В то время один исландский DJ собирался уйти с радио и хотел сделать это с шумом. Поэтому он решает собрать самых прогрессивных исландских исполнителей, чтобы дать живой концерт на своём последнем шоу. Этими исполнителями стали Эйнар Ёрн и Эйнар Мелакс (Einar Melax) из "Purrkurr Pillnikk", Гулли Оттарссон (Gulli Ottarsson), Сигги Бальдурссон (Siggi Baldursson), Биргир Моргенсен (Birgir Morgensen) из "þeyr" и, конечно же, Бьорк. После написания песен и двухнедельных репетиций они выступают под именем "Kukl", что на древнеисландском языке означает "колдовство" или "волшебство".
Состав подобрался до того хороший, что они решают продолжить выступать как группа! Они играют что-то вроде тёмной готики, но Бьорк описывает это как "крайне жёсткий экзистенциальный панк-джаз... мощная музыка!" И в Kukl способы музыкального выражения Бьорк, её собственный стиль пения, с рёвом и визгом, начали принимать ту форму, которую мы видим сегодня. Команда подписывает контракт с британским лэйблом "Crass", которым управляет Дерек Биркетт (Derek Birkett), и начинают выезжать за границу с концертами. Говорят, что даже Дэвид Боуи (David Bowie) не раз посещал их выступления.

1984

Kukl выпускают два альбома, сначала "The Eye", и в этом же году они записывают "Holidays In Europe (The Naughty Nought)", который выйдет только через год. Т.к. предыдущие их записи были выпущены только на виниловых пластинках и кассетах, то в 1997 году их переиздали на CD. Это не могло не порадовать тех коллекционеров, которые не могли себе позволить оригинальные издания.
Бьорк опубликовывает небольшую книжку поэм, чтобы заработать немного денег на оплату квартиры. Книга называется "Um Urnat Frá Bjork" ("Об Урнате от Бьорк") и издаётся тиражом в 100 экземпляров, все раскрашенные самой Бьорк вручную!

1985

Бьорк забеременела от Тоура. Но она ещё подросток, поэтому сначала решает не рожать ребёнка, хотя и очень рада ему... но, в конце концов, доверившись женской интуиции, она решает сохранить ребёнка.
Беременность Бьорк не мешает Kukl выступать. Бьорк продолжает петь и играть как обычно, и на 7 месяце беременности выступает на телевидении с обнажённым животом! Это доводит одну из пожилых телезрительниц до сердечного приступа! После выздоровления старушка подаёт на Бьорк в суд, утверждая, что быть беременной - безобразно!
Бьорк заявляет, что если "пострадавшая" считает такое естественное и прекрасное явление, как беременность безобразным, то должна винить себя саму за свой сердечный приступ.

1986

В конце концов Kukl становятся довольно обременительными для музыкантов, поэтому они решают оставить в покое этот проект. Бьорк продолжает работу с проектом The Elgar Sisters, названном по имени британского композитора. Они записывают 11 песен для альбома, но не решают его выпустить.
Но несколько песен будут выпущены уже во время сольной карьеры Бьорк - это "Glora", "Siðasta Eg" и "Stigðu Mig".
8 июня 1986 года девятнадцатилетняя Бьорк рожает прекрасного младенца, которого решает назвать Синдри (Sindri), по имени кузнеца из скандинавской мифологии, сделавшего молот для одного из главных скандинавских богов - Тора. Бьорк с мужем покупают небольшую квартиру и женятся, благо, что в Исландии нет жёстких возрастных ограничений на брак.
Тоур и Эйнар стоят у истоков новой фирмы, названной "Smekkleysa" ("безвкусица", или "BadTase" - "плохой вкус"). Они борются против "ископаемой" исландской культуры, поэтому их девизом становится "Хороший вкус - враг искусства".
Однако "BadTaste" проявляют чувство хорошего вкуса, когда выпускают шутливую открытку, изображавшую Рональда Рейгана и Михаила Горбачёва на фоне карты Исландии. Они решают, что все возненавидят эту открытку, но похоже, что она всем понравилась, и они продают более 5000 штук в неделю!
Вскоре после рождения Синдри Бьорк впервые исполняет главную роль в фильме. Чёрно-белый фильм на английском языке был снят по сказке Братьев Гримм - "Можжевеловый куст" ("The Juniper Tree"). В нём идёт речь о двух сёстрах-волшебницах, Бьорк играла младшую сестру Маргит, которая была доброй волшебницей. Им приходится скрываться, потому что их мать была сожжена на костре, и они знают, что будут следующими. Во время странствий они встречают семью, в которой умерла жена, и старшая сестра Катла хочет выйти замуж за того вдовца. Но его сын не был так очарован ею, и с помощью волшебства Маргит им удаётся расстроить планы Катлы.
Бьорк и Тоур решают расстаться, как пара, но остаться друзьями и коллегами, так как Исландия - очень маленькая страна, и люди постоянно вынуждены общаться друг с другом.
Бьорк начинает встречаться с Оускаром Йоунассоном (Oskar Jonasson), а Тоур - с Маргрет Ёрнольфсдоуттир (Margret Ornolfsdottir), клавишницей группы "Reptile", а вскоре и с клавишницей следующей группы Бьорк - "The Sugarcubes" - "Сахарные Кубики"! У Маргрет и Тоура родилась дочь.
Позже "BadTaste" решают собрать поп-группу, в составе которой будут Бьорк, Сигги Бальдурссон (Siggi Baldursson), Эйнар Ёрн и Эйнар Мелакс из "Kukl", Тоур Эльдон, Браги Оулафссон (Bragi Olafsson) и прежний гитарист из "Purrkurr Pillnikk" - Фридрик Эрлингссон (Friðrik Erlingsson). Самые большие проблемы были с названием - они никак не могли придти к компромиссу. Но вдруг Эйнара осенило, и они решают дать себе самое глупое название, которое может придти в голову.
Так появились "Сахарные Кубики" - "The Sugarcubes".
... или "Sykurmolarnir" на их родном языке. Их первое неофициальное выступление проходит под именем "þukl". Первый сингл "Кубиков" - "Ammæli" выпускается сначала на исландском языке, а затем и на английском - "Birthday" - в 1987 году.
Кроме пения Бьорк снова решает сняться в кино - теперь уже она снимается в телесериале на исландском телевидении, по сценарию Маттиаса Йоханнесена (Matthias Johannesen) - "Glerbrot" - "Разбитое Стекло", играя проблемного подростка, который борется за свободу от извращённых монахинь!
После нескольких выступлений Фридрик уходит из "The Sugarcubes", оставив Тоура единственным гитаристом.

1988

"Сахарные Кубики" обретают популярность и, на волне успеха, заключают контракт с лэйблом "Elektra" на выпуск их музыки в США.
Несколько синглов - и voila! Новая пластинка "Life's Too Good" - альбом, состоящий из смеси поп- и рок-музыки: 10 треков, которые приходятся как раз ко времени! Нельзя не отметить и интересную обложку альбома, созданную компанией Me Company: существует 6 различных вариантов цветового оформления!
К концу года "The Sugarcubes" опять меняют клавишника - на этот раз они берут подругу Тоура - Маггу Ёрнольфсдоуттир из команды "Reptile".

1989

Теперь "Сахарные Кубики" по-настоящему знамениты. Поэтому, когда они снова собираются в студии, они знают, что их продукция хорошо раскупается и решают сделать следующий альбом непредсказуемым настолько, насколько это возможно! Они хотят отразить "живое" звучание своих песен, что довольно трудно сделать в студии. Более того, они не могут придти к компромиссу, какие песни выпустить на новом альбоме, и, даже какие миксы использовать - всё это приводит к быстрому истощению бюджета.
Наконец, первый сингл - "Regina" представлен миру, и Бьорк предстаёт нам в совершенно новом обличии, как, в принципе, и звук: короткие волосы и космическая одежда с большим количеством пластика и серебра.
После тура они выпускают свой второй альбом - "Here Today, Tomorrow Next Week!" (название заимствовано из одной известной книжки для детей). Этот альбом - как кипящий и бурлящий котёл с песнями, сладкими и горькими. Он совсем не похож на "Life's Too Good", к чему "Кубики" и стремились, но критики не дали этому альбому приобрести такую же славу. В основном все винили Эйнара, что он якобы "своим бормотанием заглушает голос Бьорк". Несмотря на плохую продажу диска, на концертах залы не пустовали.

1990

Дела компании "BadTaste" идут не очень хорошо, но только до тех пор, пока Бьорк не получает предложение от своих старых друзей - джазовых музыкантов, спеть вживую на радио. Этими старыми друзьями были Гудмундур Ингоульфссон (Guðmundur Ingolfsson) и его трио (Trio Guðmundar Ingolfssonar). Бьорк исполняет несколько джазовых вещей и они решают выпустить альбом.
Запись происходит совершенно спонтанно - 2 дня вживую, без дублей. Диск получает название "Gling-Glo" и состоит из известных песен, ранее спетых знаменитыми исландскими исполнителями. Альбом моментально становится платиновым, как и дебютная пластинка певицы! (также существовали записи нескольких живых выступлений, но после того как Гудмундур умер в 1992 году от рака, Бьорк решила не выпускать их.)
После шумного успеха пластинки Бьорк решает собрать спид-метал проект под названием "Scud" и спеть дуэтом с известной исполнительницей Шинейд О'Коннор (Sinead O'Connor). Но, вместо этого она решает спеть для проектов Current 93 и Bless, и также исполняет две песни для первого фильма Оускара Йоунассона - "Sodoma Reykjavik" (за пределами Исландии фильм известен как "Remote Control"). Это песня 50-х годов "O Borg Min Borg" с KK Band, и техно-вещь "Takk" с DJ Thorhallur.
Затем она встречает первого человека, которому нравилось делать музыку с помощью компьютера - это и заинтересовало Бьорк, которой уже наскучил стандартный набор "ударные-бас-гитара". Проект, в котором принимает участие этот человек, носит название "808 State".

1991

Конечно же этим человеком оказывается Грэхэм Мэсси (Graham Massey), которому Бьорк и представляет две собственные песни. В Манчестере она демонстрирует ему "Aeroplane" и "The Anchor Song". После прогулки с плейером, в котором звучали "808 State", она возвращается с ещё двумя песнями: "Ooops" и "Qmart" - обе выходят на новом альбоме "808 State" - "Ex:el". Также она упомянет, что у неё есть собственная музыка, но она решает отдать её на новый альбом "The Sugarcubes".
Она предлагает "Сахарным Кубикам" записать одну из своих песен - "Murder For Two", но те отказываются, так как не могут найти способ исполнить её: они не могут соединить музыкальную и вокальную части. Позже Бьорк выпустит её первым синглом со своего "дебютного альбома", и это будет "Human Behaviour"!
Также нельзя не упомянуть о встрече Бьорк с джазовой арфисткой Корки Хейл (Corky Hale), пожилой дамой, которая могла перебирать струны арфы, доводя Бьорк до слёз. Они хотят сделать совместный проект, но собственная музыка Бьорк не простирается так далеко, чтобы объединить два разных поколения, поэтому они решают сделать кавера на любимые вещи Бьорк: "Like Someone In Love", "My Funny Valentine", "I Fall In Love Too Easily" и т.д. Позже только "Like Someone In Love" и "I Remember You" будут выпущены официально.

1992

Во время поездки в Диснейленд Бьорк встречает Доминика Траппа (Dominic Thrupp, Dom T.) и быстро сближается с ним, так как её чувства к Оускару, из-за долгих разлук к тому времени охладевают.
После выпуска двух синглов в 1990 и 1991 году выходит третий альбом "Сахарных Кубиков"! Название "Stick Around For Joy" рождается под влиянием слащавых японских рекламных лозунгов, которые, по мнению самих японцев, звучат очень по-американски. Критики хорошо принимают альбом, на этот раз их даже не смущает Эйнар. Чуть позже выходит альбом ремиксов "It's-It!", который принято считать самым коммерческим проектом The Sugarcubes.
"Сахарные Кубики" снова отправляются в длительный, но уже последний тур. На этот раз они поддерживают ирландцев U2. Самый последний концерт проходит 17 ноября в клубе Limelight в Нью-Йорке. В конце выступления Эйнар шокирует слушателей, произнеся: "Спасибо! Мы были "Сахарными Кубиками"!
"Это было, как будто бы идёшь в чужой дом на вечеринку. Классно проводишь время, немного выпиваешь и много веселишься, но день заканчивается - и ты не в своём доме. Здесь ты - гость."... Пришло время идти домой.
Бьорк объявляет, что выпустит дебютный сольный альбом, названный "Bjork's Affairs" в 1993 году.

1993

Бьорк возвращается домой в Исландию с намерениями начать работу над своим абсолютно своеобразным первым сольным альбомом, но, так получается, что "в этой маленькой Исландии нет места для больших амбиций Бьорк". И она решает поехать в Лондон... Дочь широких равнин, в жилах которой бурлит раскалённая лава, направляется в город, больше подходящий для бизнеса, чем для отдыха. Но чего не принесёшь в жертву ради искусства?
Бьорк пакует чемоданы и берёт Синдри в поездку через всю Великобританию, - в конце концов, Доминик был британцем, так что возможно здесь дела пошли бы лучше.
Певица готовит для Дерека Биркетта несколько демо-тэйпов, и сразу даёт понять, что записала она их только ради собственного удовольствия, не собираясь доводить дело до коммерческого выпуска - с чем, к её удивлению, тот соглашается!
Когда она играет для него демо "Violently Happy", он вдруг говорит, что ненавидит эту песню (до сих пор его мнение не изменилось)! Но это выбор Бьорк - оставить песню или нет.
Бьорк считает естественным работать с другими музыкантами - хотя песни её собственные, но это не путь одиночки. Её больше привлекает близость сотрудничества один-на-один. Работу в одиночку она сравнивает с музыкальной мастурбацией. Гораздо приятнее делать это с кем-нибудь, так получаешь больше удовольствия.
Dom T. знакомит Бьорк с Нелли Хупером (Nellee Hooper), который позже поможет ей в продюсировании альбома.
Бьорк уже тошнит от музыкальных групп, от этого соития баса, барабанов и (особенно) гитар, ей хочется экстремального техно, в то время, как Нелли предпочитает более спокойный и усложнённый подход. Но его высокие требования к творчеству заставляют Бьорк работать над песнями и текстами в пять раз тщательнее - и всё это благодаря присутствию Нелли в студии - даже несмотря то, что она всё-таки всё делает сама.
Результатом их сотрудничества является "Big Time Sensuality", однако первым синглом, поразившим человечество, становится "Human Bеhaviour" - размышления на тему странностей человеческой природы, запечатлённые на большом экране французским аниматором Мишелем Гондри (Michel Gondry) - в котором гигантский плюшевый медведь мстит человеческой расе и красиво сжирает Бьорк в конце.
По словам Бьорк, видео было инспирировано "славянской мультипликацией" ("slavic animation"). Внимательно приглядевшись, заметив мотыльков кружащих над керосиновой лампой, Бьорк, плывущую по реке в ночи и т.д. без труда можно угадать оригинал - конечно же, - это "Ёжик В Тумане"! Этот мультфильм демонстрировался на международных конкурсах и занял там не последние места. Должно быть, что так он попал на глаза Мишелю Гондри.
Позже певица отказывается от словосочетания "Bjork's Affairs" ради более выразительного названия "Debut" - чтобы отметить, что это её первый полностью самостоятельный альбом.
Обложку, фотографию для которой сделал Жан-Батист Мондино, Бьорк украшает монохромными цветами, прической "только-что-из-кровати" и почти таким же взъерошенным свитером, двумя светящимися драгоценными слёзками под глазами и позолоченными кончиками пальцев, - и предстаёт нам в образе единственного защитника и хранителя своего нового альбома, подчеркивая ещё раз таким образом, что "это - моё" и "я ответственна за этот альбом".
Вскоре приходит время живого выступления с "Дебютом" - её первый сольный концерт идёт в рамках шоу "Later with Jool Holland", где её (не имеющую ещё своих музыкантов) поддерживает британский танцевальный коллектив "D'Influence".
Спустя некоторое время она набирает команду из шести человек, в основном иммигрантов. Ими становятся: Ике Лео (Ike Leo), Лейла Араб (Leila Arab), Гай Сигсворт (Guy Sigsworth), Дэн Липман (Dan Lipman), Тансай Омар (Tansay Omar) и Талвин Сингх (Talvin Singh).
После первого же выступления музыкальную прессу просто захлестывает ураган восхищенных публикаций!

1994

Много работая вместе Бьорк сближается со Стефаном Седнауи, и Dom T. постепенно отходит на второй план.
Живые концерты и выступления (одно из них снимают в Исландии, где Бьорк совершает прыжок с парашютом), интервью, Unplugged для MTV (в видеоверсию не вошёл трек "My Funny Valentine" - Бьорк и Корки Хейл) и даже съемки в фильме "Готовая одежда" ("Pret-A-Porter"), где Бьорк исполняет роль модели Жана-Поля Готье - всё это происходит на волне популярности "Debut".
Но Бьорк не делает передышек и начинает работать над следующим альбомом. Расставшись с Седнауи, Бьорк пишет песню "Possibly Maybe" - путешествие через семь стадий отношений, начиная первой вспышкой любви и заканчивая последним разрывом. С 16 лет Бьорк не была одинока, поэтому она немного напугана, но вскоре продолжает работать дальше и сближается с Tricky (Adrian Thaws, Nearly God). Их рабочие отношения увенчиваются записью двух песен - "Enjoy" и "Headphones". Личные отношения, однако, какие-то неопределённые - Бьорк позже скажет, что она не была уверена, встречались они или нет.
Приходит время записи следующего альбома, и, вместе с Нелли, Мариусом ДеВрисом (Marius DeVries) и Хауи Би (Howie B.[ernstein]) она пакует чемоданы, и отправляется на Багамы. Она пишет половину материала за пределами Британии, чтобы зарегистрировать свою компанию Bjork Overseas Ltd., изменив название с Bapsi Ltd. (говорят, что Бьорк в детстве называли "Бапси").
Бьорк спокойно записывает всё, что бы ни захотела, и чувствует, что ей надо быть более прямой в музыке, без усложнений, - и она записывает "Possibly Maybe" обнажённой! "Это трудно, потому что человек сильно обеспокоен тем, что на него все смотрят" - позже скажет она.

1995

Предполагалось, что новый альбом будет выпущен тогда, когда они вернутся из экзотического путешествия, но в последнюю минуту Бьорк впадает в панику из-за того, что альбом будет слишком мягким и электронным.
И она решает перемикшировать его, добавив трубы, саксофоны, арфы, симфонический оркестр - изменить звучание "Cover Me" и "I Miss You" (которая много лет существовала с немного другим текстом и бессмысленным названием "Gail Biffen"). Певица знакомится с дирижёром по имени Эумир Деодато (Eumir Deodato) и пишет с ним струнные партии для "Isobel", "Hyper-Ballad" и "You've Been Flirting Again".
Бьорк решает назвать новый альбом интернациональным словом "Post" ("Почта"), потому что её песни - как письма из Лондона домой в Исландию. Первоначально на обложке должна была быть изображена Бьорк, окружённая серебристыми шарами, но она решает сделать оформление более психоделичным и розовым!
Этот альбом приносит успех вместе с туром, живыми выступлениями со Skunk Anansie и PJ Harvey, и замечательными видеоклипами.
Против Бьорк возбуждается дело - несколько секунд шума "зуммера" в начале "Possibly Maybe" были засэмплированы у Scanner (Robin Rimbaud) и, несмотря на то, что сам он не был против использования сэмпла, его звукозаписывающая компания подала в суд. Но потом они забирают свой иск, чувствуя, что собственный исполнитель не поддерживает их. Всё же Бьорк перепевает и заново микширует начало песни, убирая оттуда злополучный сэмпл, - в таком виде "Possibly Maybe" выходит в австралийской версии альбома "Post".
Продолжая тур, Бьорк однажды сильно простужается и теряет голос - позже голос восстановится, но при этом исчезнут 3 октавы голосового диапазона, и это действительно станет серьёзным вопросом - стоит ли преодолевать пределы, которые ставит собственный организм. Для лечения ей придётся совсем не разговаривать в течении некоторого времени...
Закончив роман с Tricky, Бьорк замечают с DJ Goldie, - позже она стеснительно скажет, что "это пока что самое лучшее".

1996

Ходит много слухов о том, чем сейчас занимается Бьорк, но только один из них оказывается истинным - это запись кавер-версии "You Only Live Twice" для компиляции каверов на тему Джеймса Бонда, созданной Дэвидом Арнольдом (David Arnold).
Вероятно, Бьорк не была удовлетворена своей работой, потому что она позвонила в студию через день после записи и попросила уничтожить трек, но должно быть, кто-то сохранил копию, потому что сейчас её можно найти в Интернете!
Бьорк всегда нравился экстрим, поэтому она принимает участие в 40-минутном выступлении "Pierrot Lunaire" Шонберга (Shoenberg) вместе с Лионским Оперным Оркестром, которым дирижирует Kent Negano. Это разговорно-певческое представление, которое потребовало три месяца репетиций. Записи этого выступления никогда не будут официально выпущены, т.к. в здании запрещают любые записывающие устройства, но кто-то из зрителей всё же проносит магнитофон...
В этот год Бьорк наконец-то отправляется в азиатский тур вместе с Синдри. Во время выступления в Гонконге она была до такой степени удивлена, что роняет микрофон, когда на сцену поднимается Голди и вручает ей награду British Awards 1996, как лучшей "интернациональной исполнительнице". Позже Бьорк будет упомянута в "Книге Рекордов Гиннеса", как единственный человек, три раза получивший этот титул.
В туре с певицей случилась довольно неприятная история. Бьорк прилетела из Гонконга в Таиланд, всем видом показывая репортёрам, что она хочет , чтобы её оставили в покое до официальной пресс-конференции. Отказавшись давать интервью, она беспокоилась за Синдри, так как он был уже достаточно большой, чтобы им интересовалась пресса, а она всеми силами защищала свою частную жизнь.
Она прибывает в аэропорт, но просьбы оставить её в покое проигнорированы, и Бьорк сразу окружает толпа фотографов и репортёров. А репортёры с телевизионного канала "IBC" нагло заявляют, что им обещано интервью!
Пытаясь вырваться, Бьорк сажает Синдри в багажную тележку и направляется к автобусу, но тут корреспондентка Julie Kaufman резким движением протягивает Синдри микрофон со словами "Добро пожаловать в Бангкок"... тут Бьорк без предупреждения бросается на неё, валит и пять раз ударяет головой об пол... Охранники еле удаётся оттащить Бьорк от визжащей корреспондентки, несмотря на сильное сопротивление певицы.
Позже Бьорк приносит свои извинения, и Джули решает не подавать в суд, сказав только, что ей жаль, что у Бьорк столько злости внутри. Семья певицы позже заметит, что ей понадобился целый месяц, чтобы успокоиться после этого происшествия.
Напряжение длинного тура, проблемы с голосом - Бьорк не выдерживает и взрывается. Даже родная Исландия не является уже убежищем от популярности, и не даёт как следует расслабиться и отдохнуть.
Бьорк выпускает альбом ремиксов на песни с "Post", названный "Telegram" - интересная смесь разного звучания, от компьютерного вокала на "Possibly Maybe" до кристально чистой струнной версии "Hyper-Ballad" с Brodsky Quartet и минималистского техно-микса "Headphones", сделанного финским музыкантом Микой Ваинио (Mika Vainio) из проекта "Panasonic".
Говоря о взрыве - в то время, как Бьорк находится в Майами, 24-летний фанат-безумец до такой степени расстраивается её отношениями с темнокожим Goldie, что решает её убить. Он снимает на видео весь процесс приготовления бомбы с кислотой, которую посылает на лондонский адрес Бьорк. Затем он сбривает себе волосы на голове, и под звуки "I Miss You" разносит себе голову выстрелом из пистолета...
Надо сказать, что этот фанат по имени Рикардо Лопес, жил всего в нескольких кварталах от того места, где в это время жила Бьорк, находясь в Майами. Полиция обнаружила его тело в квартире, обклеенной фотографиями Бьорк - и, вовремя предупрежденный Скотленд-Ярд, успевает перехватить посылку, прежде чем она достигает Бьорк, чтобы "послать её в ад", как сказал Рикардо Лопес на видео и предотвратить смерть или ужасное обезображивание Бьорк или её драгоценного ребёнка!
У Бьорк начинается депрессия. Она чувствует себя одновременно и в опасности, и виновной, и даже решает послать цветы родителям Рикардо в знак соболезнования...
Теперь её уже не так уютно в Лондоне. Расставшись с Голди, она решает уехать с сыном и друзьями-музыкантами в Испанию записать следующий альбом.

1997

Бьорк полюбила Испанию и свою маленькую студию в Эль Малдронале (El Madronal), свобода там позволяет ей часами гулять и осознавать, что всё вокруг реально, и по утрам она часто стоит на берегу океана и смотрит на другие континенты.
Процесс записи песен снимают и впервые показывают на BBC под названием "The Southbank Show: Bjork Special", а также на канале "Bravo" под названием "Bravo: Bjork Special". Это видео становится очень популярным у поклонников Бьорк, ещё бы, ведь есть уникальный шанс заглянуть в студию Бьорк и услышать всё из её уст!
На второй год выступления Бьорк на Фестивале Свободы Тибета (Tibetian Freedom festival), организованном Beastie Boys, Бьорк воспользовалась шансом представить несколько песен с ещё не вышедшего альбома. Она с гордостью представила их как "Techno Prayer", "State Of Emergency", "Hunter" и "Pluto".
В сентябре 1997 года Бьорк выпускает свой третий альбом, назвав его словом, которого даже не существует в английском языке: "Homogenic". Слово символизирует единство и линию минимализма в песнях, на самом деле означая то, что песни настолько схожи, что могут быть одной. Ударные, струнные и голос Бьорк.
В то время как "Debut" состоял из песен, которые она собирала всю свою жизнь, "Post" раскрепощал её, и делал один шаг вперёд к настоящему, "Homogenic" был полностью "сегодняшним альбомом". Отражениями её повседневной жизни стали песни: они были более уязвимы и темны, чем ранее... Всё это - музыкальное воплощение того, через что она прошла.
Фотографию для обложки альбома сделал Александр МакКуин (Alexander McQueen) - главный стилист "Givenchy". Она была обработана на компьютере и в итоге на нас смотрит ледяным взглядом футуристическое транснациональное существо: одежды и губы японской гейши, золотые кольца, удлиняющие её шею до нечеловеческих размеров - как у женщин некоторых африканских племён; контактные линзы, делающие её взгляд стальным, нечеловеческим.

1998

В этом году выходит много синглов и видео. Например, компиляция всех видео (до "Hunter") - "Volumen", и запись живого выступления в лондонском "Sheperd's Bush Empire" в феврале 1997 перед членами фан-клуба. Как "Vessel" был видеоиллюстрацией к альбому "Debut", так и "Sheperd's Bush Empire" сопровождает "Post".
После целого года промоушена альбома на различных телешоу и поездке по миру с небольшой командой, состоящей из Исландского Струнного Октета и звукоинженера Марка Белла (участник проекта "LFO"), Бьорк отдыхает дома в Исландии.

1999

Немного передохнув, Бьорк опять с головой окунается в мир музыки, и на этот раз ещё и кино: датский режиссёр Ларс фон Триер (Lars von Trier) сначала предлогает ей написать и спеть песни в его новом музыкальном фильме, а затем дело доходит до приглашения Бьорк на главную роль!
Рафинированный интеллектуал фон Триер снял такие известные фильмы, как "Рассекая волны" ("Breaking The Waves"), "Идиоты" ("The Idiots / Idioterne") и "Королевство" ("The Kingdom / Riget" ). Мюзикл "Dancer In The Dark" - это очередная его попытка получить Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля.
Этот фильм одновременно и комедия и трагедия - полуслепая чешская женщина переезжает в Америку, землю обетованную, и работает без отдыха на фабрике, чтобы накопить достаточно денег и спасти своего сына от слепоты. У героини Бьорк грустная судьба, однако она никогда не падает духом, потому что музыка, музыка, которую она слышит в своих видениях, всегда рядом.
Конечно, не всё так хорошо, и однажды её грабят - крадут то, что она заработала, и когда она пытается вернуть свою собственность, то попадает в тюрьму... Фильм заканчивается очень трагически.
Вместе с Бьорк играют такие всемирно известные актёры, как Катрин Денёв (Catherine Deneuve) и Петер Стормаре (Peter Stormare).
Действие картины происходит в американском штате Вашингтон в 60-х годах, но из-за боязни режиссёра летать на самолётах, пришлось снимать ближе к Дании. Поэтому основная часть фильма была снята в шведском городе Тролльхэттане (Trollhattan) недалеко от Гётеборга. Некоторые эпизоды были сняты в Копенгагене, а заключительная часть - в США.
Бьорк берёт дополнительные уроки танцев и чечётки у известного хореографа Винсента Паттерсона (Vincent Patterson). Сьёмки картины идут долго и Бьорк приходится жить в тех странах, где снимается кинолента.
Когда её спросят, будет ли она ещё сниматься в фильмах, она твёрдо скажет: "нет". На вопрос, что для неё было самым трудным во время съёмок, Бьорк ответит: "Сниматься. Я ненавижу это."
Выходом последнего сингла с альбома "Homogenic" - "All Is Full Of Love", Бьорк завершает поддержку этого диска и целиком отдаётся следующему...
9 и 11 декабря 1999 года Бьорк выступает в Ислингтонской часовне в Лондоне вместе с Brodsky Quartet, с которыми она уже давно работает. Особенность концерта заключается в том, что поёт она без микрофона и звукоусиливающей аппаратуры! "Я всегда считала, что при живом исполнении с микрофоном, теряются 60% нюансов..." - так она объясняет в Интернет-чате 21 октября 1999 года. В чате она также намекает, что в будущем, возможно, появятся более неожиданные экспериментальные проекты.
Один из сюрпризов года - песня "Amphibian", которая сначала появляется в Интернете (!), а затем на саундтреке к фильму "Быть Джоном Малковичем" ("Being John Malkovitch"), вышедшему на экран в октябре 1999 года. Песня очень лёгкая, прозрачная, атмосферная, и, возможно, так будет звучать её следующий сольный альбом?

2000

В новогоднюю ночь канал BBC показывает международный телемарафон "2000", в котором исландскую культуру представляет Бьорк с "Песней Якоря" ("Um Akkeri"/"The Anchor Song").
Съёмки и монтаж "Танцующей В Темноте" уже закончены и фильм ждёт премьеры на Каннском фестивале 17 мая. Успех сотрудничества таких культовых фигур, как Бьорк и фон Триер был предсказуем. Фильм получает главный приз фестиваля "Золотую Пальмовую Ветвь", а Бьорк - награду как "Лучшая актриса".

2001

Бьорк выступает на церемонии Оскар 2001, где исполняет песню "I've Seen It All" из саундтрека к "Танцующей В Темноте". Всех поражает её великолепное платье, выполненное в виде белого лебедя, грациозно обвившего певицу.
Неожиданно Бьорк решает сменить название нового, ещё не вышедшего альбома, с "Domestica" на "Vespertine": "Мой друг прислал мне очень странный словарик, в котором я нашла это слово. Сначала альбом должен был называться "Domestika", потому что в нём идёт речь о рае на кухне, о том, как чайной ложкой сыграть симфонию... Всё собрано в одном месте, вам не нужно в поисках ходить по свету. И я начала с "Доместики", и затем, когда я полностью определилась с идеей использования музыкальных инструментов, я подумала, что возможно мне не надо быть такой дословной в названии альбома, и я подумала о слове "Vespertine"... потому что он как вечерняя молитва… и также он обо всём вечернем ...в нём сильно ощущается элемент зимы: когда на улице темно, но у вас в доме есть свечи, и во всём этом есть какое-то тёмное, волшебное качество".
Бьорк об альбоме: "Думаю, он похож на кокон. "Homogenic" был очень экстравертным, конфронтационным, может даже, агрессивным... с дисторшном, и сверхэмоциональными скрипками, драматичный, может романтичный… слова песен были откровенными и открытыми. Он был конфронтационным на всех уровнях.
Наверное, "Vespertine" будет другим... как будто зимним вечером вы одни у себя дома, за окном идёт снег, и вы тихо шепчете… как если вам целую неделю незачем говорить, и вы впадаете в такое трансоподобное умиротворённое состояние, эйфорическое, но очень личное, - вот таким я представляю себе этот альбом. Это как если бы вы стали посвящены сами себе, и в выходной день, или целую неделю, вы сидите дома и просто включаете музыку, которая вам нравится..."

закрыть окно