Common

Common (изначально - Common Sense) был весьма влиятельной фигурой рэп-андеграунда начала 90-х годов, он продолжал придерживаться своих сложных поэтических техник и мягких выдержек из jazz-рэпа даже в период, когда коммерческий гангста-рэп угрожал стереть всё на своем пути. Его литературные, интеллигентные, остроумно выполненные стихи и политическое сознание определенно не сочетались с модой того времени, но он оказался способным завоевать часть преданных, посвященных слушателей. В конце 90-х солидная часть андеграундного движения переключилась на возрождение богемной чувственности альтернативного рэпа, и творческий потенциал Common'a наконец начал получать более широкое признание. Это выразилось не только в том, что критики хвалили его альбомы, но и в том, что ему удалось подписать контракт с крупным звукозаписывающим лейблом, что обеспечило ему большее внимание, чем когда-либо.

Common (настоящее имя Lonnie Rashied Lynn) родился на юге Чикаго, в районе, который не был особо плодородной почвой для хип-хопа. Несмотря на это, он оттачивал своё искусство, пока не вытянул счастливый билет - выступая как Common Sense он выиграл конкурс Unsigned Hype, проводимый ведущим американским журналом The Source. Он дебютировал в 1992 г. с синглом "Take It EZ", который впоследствии появился на его первом альбоме "Can I Borrow a Dollar?", выпущенном под независимым лейблом Combat Records; следующие синглы "Breaker 1/9" и "Soul by the Pound" помогли упрочить его репутацию в хип-хоп андеграунде, хотя некоторые критики жаловались на то и дело появляющийся в его записях женоненавистнический подтекст. Впоследствии Common Sense потряс компанию Ruthless Records, выпустившую в 1994 г. его очередной альбом "Resurrection", который закрепил за ним репутацию одного из лучших (и самых многословных) поэтов рэп-андеграунда. Трэк "I Used to Love H.E.R" привлёк основное внимание своей умной аллегорией о рэпе, постепенно опускающемся до коммерчески востребованных тем секса и насилия, он даже спровоцировал непродолжительную вражду с Ice Cube. Позже Common Sense был втянут в судебное разбирательство некой ска-группой, носившей такое же имя, и был вынужден сократить своё прозвище до "Common"; кроме того, он переехал из Чикаго в Бруклин.

В 1997 г. Common пробился на студию Relativity, где был выпущен его первый альбом под новым именем - "One Day It'll All Make Sense". В нём был выгодно использован имидж подающего надежды новичка "умного" хип-хопа на фоне нескольких знаменитых гостей, таких как Lauryn Hill, Q-Tip, De La Soul, Erykah Badu, Cee-Lo и Black Thought из Тhe Roots. Пресса хорошо приняла альбом, и сам Common в течение последующих пары лет добавил в свой послужной список ряд заметных появлений в качестве гостя: на альбоме Пита Рока (Pete Rock) "Soul Survivor", плюс на двух марочных альбомах представителей нового прогрессивного хип-хоп движения - "Black Star" Mos Def и Talib Kweli и "Things Fall Apart" Тhe Roots. Common также подключился к ключевым фигурам инди-рэпа - лейблу Rawkus для единоразового сотрудничества с Sadat X в рамках песни "1-9-9-9", которая позже появилась на регулярно выпускаемом сборнике этого лейбла "Soundbombing, Vol. 2".

Поскольку его имя было засвечено во всех «нужных местах», Common добился сотрудничества с одной из ведущих звукозаписывающих компаний MCA и пригласил в качестве продюсера для своего следующего проекта барабанщика The Roots ?uestlove (Квестлов). Альбом "Like Water for Chocolate" был выпущен в начале 2000 г. и фактически стал крупным прорывом, сумев привлечь больше внимания, чем какой-либо другой альбом Common'а на тот момент (частично это стало возможным благодаря огромным промоутинговым ресурсам MCA). В этот раз в записи альбома приняли участие Macy Gray, MC Lyte, Cee-Lo, Mos Def, D'Angelo, джазовый трубач Roy Hargrove и звезда афро-бита Femi Kuti (в трибьюте легендарному отцу Fela). Кроме того, синглы "The Sixth Sense" и "The Light" (последний был номинирован на Грэмми как лучший рэп сингл среди сольных исполнителей) широко транслировались по радио и ТВ. Этот успех стал для Common'а платформой для следующей записи, где он появился на альбоме Mary J. Blige "No More Drama" в начале 2002 г. В декабре того же года вышел альбом "Electric Circus" - самая личная работа Common'a на сегодняшний день. Самым трудоёмким оказался альбом "Be", который вышел в 2005 году.

закрыть окно